Американский Patriot сбил российский «Кинжал»: совершенство систем ПРО или непрофессиональная фикция командования ВСУ
При каких условиях и какой версией ЗРК Patriot могла быть перехвачена ракета Х-47М2 «Кинжал». Подробности
Вполне ожидаемо украинские масс-медиа разразились пафосными одами относительно опубликованной пресс-службой Воздушных сил «незалежной» информации о перехвате нашей гиперзвуковой аэробаллистической ракеты Х-47М2 (9-А-7660) «Кинжал» развёрнутым в Киевской области зенитно-ракетным дивизионом Patriot. К данной информации были прикреплены и фотографии с передним отсеком и якобы боевой частью ракеты с отверстием в толстогабаритной оболочке, характерным для кинетического поражения методом прямого попадания (hit-to-kill).
Осуществив детальный сравнительный анализ лётно-технических качеств аэробаллистических многоцелевых ракет большой дальности Х-47М2 «Кинжал» и наиболее совершенных противоракет MIM-104F PAC-3MSE комплекса Patriot PAC-3MSE, можно прийти к выводу, что вероятность перехвата нашего «Кинжала» вполне могла иметь место. Так, зенитные управляемые ракеты MIM-104F PAC-3MSE располагают активными радиолокационными головками самонаведения миллиметрового Ka-диапазона, обеспечивающими в разы более высокую точность, нежели полуактивные радиолокационные ГСН противоракет MIM-104E GEM-T комплексов Patriot PAC-2.
Также MIM-104F оснащены многоярусными газодинамическими «поясами» впереди центров масс ракет, что позволяет за 0,02 секунды осуществлять поперечные броски на траектории со смещением в несколько десятков метров и реализацией располагаемых перегрузок порядка 60–65 ед. Подобные лётно-технические параметры (в совокупности с высоким разрешением миллиметровой головки самонаведения) позволяют ЗУР-перехватчикам MIM-104F с 30–40%-й вероятностью осуществлять перехват как маневрирующих аэродинамических, так и высокоманевренных баллистических объектов с ЭПР 0,01–0,02 кв. м., осуществляющих противозенитные манёвры с перегрузками 25-30G (именно к подобным целям относятся «Кинжалы»).
Появляется следующий технический нюанс, касающийся скоростных ограничений перехватываемых посредством ЗРК семейства Patriot PAC-2/3 целей. В частности, осуществляющие целеуказание противоракетами MIM-104F батарейные ПФАР-МРЛС AN/MPQ-53 и AN/MPQ-65 обладают скоростным лимитом обнаруживаемых и сопровождаемых целей, достигающим 2200 м/с (7920 км/ч). Казалось бы, приводимая в официальных источниках максимальная скорость полёта аэробаллистических противокорабельных / многоцелевых ракет средней дальности Х-47М2 «Кинжал» составляет 4080 м/с, что в 1,85 раза превышает обрабатываемый MPQ-53/65 скоростной лимит целей.
Тем не менее, необходимо помнить тот факт, что после перехода на нисходящую ветвь траектории из верхних слоёв мезосферы скорость движущейся к цели ракеты «Кинжал» начинает снижаться в связи с увеличением давления и ростом аэродинамического сопротивления изделия. Пик интенсивности аэродинамического сопротивления начинается после пересечения отметки в 20 км (Линии Армстронга). На этой высоте ракета 9-А-7660 «Кинжал» уже пикирует со скоростью около 7-8 М, которая доступна для обнаружения и завязки трассы радарами AN/MPQ-53/65. При снижении до 7–10 км скорость снижается до 4-5М, что позволяет противнику применять сверхманевренные противоракеты MIM-104F.
Тем не менее есть два немаловажных нюанса, исключающих подтверждение перехвата нашей гиперзвуковой аэробаллистической ракеты «Кинжал» в украинском воздушном пространстве над Киевской областью.
Во-первых, отталкиваясь от опубликованных на украинских и западных новостных и военно-аналитических порталах фото с развёрнутыми на территории центральных областей «незалежной» элементами ЗРК Patriot фигурировали исключительно пусковые установки M901, предназначенные для размещения ЗУР MIM-104E GEM-T. Данные ЗУР оснащены более совершенными полуактивными РГСН и радиолокационными взрывателями с алгоритмами оптимизации перехвата баллистических целей (усовершенствованные радиолокационные взрыватели обеспечивают более выверенное инициирование БЧ для большего охвата цели полем разлёта осколков). Тем не менее, ограниченные 30 ед. располагаемые перегрузки ракеты MIM-104E не позволяют эффективно поражать «Кинжалы» в случае их маневрирования с перегрузками 25–30 ед. на терминальном участке траектории.
Во-вторых, несмотря на продемонстрированные украинскими службами якобы элементы головной части «Кинжала» (с характерным для перехватчика MIM-104F поражением методом прямого попадания hit-to-kill), можно обратить внимание, что габарит стенок обтекателя составляет более 70–80 мм! Более того, изготовлен он из массивного чугунного сплава с видимой феррито-перлитной структурой граней изломов, что более характерно для корпуса свободнопадающей бомбы, заблаговременно доставленной к месту импровизированного падения. Ни о каком «Кинжале» в данном случае не может быть и речи, поскольку головная часть нашей гиперзвуковой аэробаллистической ракеты Х-47М2 располагает куда более тонкостенным и лёгким жаропрочным обтекателем активной радиолокационной головки самонаведения сантиметрового диапазона. Следовательно, имеем дело с типичной и непрофессиональной фикцией в исполнении «гуру» командования ВСУ.
Тем не менее, снижать бдительность и недооценивать потенциала усовершенствованных ЗРК Patriot PAC-2GEM-T и Patriot PAC-3MSE было бы крайне опрометчиво, ведь перехватчики MIM-104E и MIM-104F по-прежнему обеспечивают возможность перехвата многочисленных типов наших оперативно-тактических баллистических и крылатых ракет. А это значит, что для выведения из строя формируемых позиционных районов ПВО ВСУ потребуются массированные удары с применением как крылатых и аэробаллистических ракет, так и десятков низковысотных дронов-камикадзе, для чего потребуются оперативные данные стратегической радиотехнической и оптико-электронной разведки.