Необычная «Армия-2023»: от «боевого крещения» к доминированию на глобальном рынке вооружений
Форум «Армия-2023»: от «боевого крещения» к доминированию на рынке вооружений
Бесспорно, одним из наиболее важных нюансов стартовавшего 14 августа в подмосковном парке «Патриот» Международного военно-технического форума «Армия-2023» является период его проведения, так или иначе охвативший начало кульминационного этапа специальной военной операции, в котором на Запорожском и Сватовском фронтах в дуэльных, общевойсковых, контрбатарейных и противоракетных баталиях с обеих сторон на регулярной основе применяются относительно современные, а порой и перспективные образцы бронетехники, противотанковых средств, артиллерии, а также зенитно-ракетных средств российской и западной разработок.
Как следствие, потенциальные зарубежные заказчики, опираясь как на данные пресс-службы оборонного ведомства России, так и на информацию широчайшего перечня иных источников (от ТГ-каналов компетентных в тактико-технических вопросах российских военкоров до операторов российских разведывательных БПЛА ZALA 421-16E и S350 Supercam, а также собственных разведывательных структур) могут воочию сопоставить боевые возможности российской и западной военной техники без какой-либо толики ангажированности. И как показывает практика наблюдаемых на протяжении двух последних месяцев попыток осуществления генеральной наступательной операции ВСУ на Мелитопольском и Бердянском направлениях, соотношение тактико-технических параметров и боевой устойчивости складывается далеко не в пользу большинства распиаренных образцов западной техники, успешно выведенной из строя российскими противотанковыми и противоракетными средствами, представленными на обозренеие широкой публики на «Армии-2023».
По данным президента России Владимира Путина, суммарное количество анонсированных на полях форума образцов техники военного и двойного назначения составило порядка 28,5 тыс. единиц. Тем не менее, редакиця издания «Военное дело» рассмотрила перечень тех экземпляров, которые продемонстрировали наибольшую эффективность и боевую устойчивость в ходе проведения специальной военной операции на украинском театре военных действий.
Основными из них, безусловно, являются модернизированные разведывательно-ударные вертолёты Ка-52М и Ми-28НМ. Оба типа машин получили глубоко усовершенствованные цифровые системы управления вооружением на базе более высокопроизводительных бртовых цифровых вычислительных машин (БЦВМ) с открытой программно-аппаратной архитектурой. Подобные инновации позволили интегрировать в боекомплекты обновлённых машин новейшие многоцелевые тактические ракеты «Изделие 305» (ЛМУР, — лёгкая многоцелевая управляемая ракета), которые оснащаются инфракрасной головкой самонаведения (ИКГСН), а также командно-телеметрическим модулем, каналом радиокоррекции и передачи видеоизображения. Благодаря этому экипажи обоих типов винтокрылых машин могут вести огонь по опорным пунктам и технике противника с закрытых низковысотных огневых позиций, пребывающих за экраном рельефа местности и ландшафта (вне рубежей прямой радиовидимости со средствами войсковой ПВО противника). При этом, видеоизображение с ИКГСН ракеты ЛМУР по защищённому радиоканалу передаётся в систему управления вооружением (СУВ) машин и отображается на многофункциональных индикаторах операторов-штурманов.
Более того, усовершенствованные разведывательно-ударные вертолёты Ка-52М оснащаются более совершенными турельными мультиспектральными оптико-электронными прицельными комплексами на гиростабилизированных платформах ГОЭС-451М, оснащёнными новыми матричными фотоприёмниками, более совершенными экранированными интерфейсами передачи видеоизображения на индикаторы операторов с меньшим количеством шумов, а также более светосильной оптикой (в первую очередь, — объективами). Это позволило добиться увеличения дальности обнаружения теплоконтрастных целей типов «танк/БМП» ночью до 20 км. Дневной ТВ-канал обеспечивает обнаружение аналогичных типов целей на удалении до 15 км при метеорологической дальности видимости (МДВ) 15 — 20 км. Что же касается классификации целей, то в инфракрасном диапазоне она осуществляется на удалении 8 км, а в телевизионном — 12 км.
Ещё более интересным «козырем» Ка-52М является оснащение данных машин перспективными многорежимными бортовыми АФАР-радарами РЗ-001 (В006) «Резец» на базе 640 приёмо-передающих модулей с индивидуальными арсенид-галлиевыми СВЧ-транзисторами. Помимо высокой помехозащищённости, достигаемой благодаря возможности формирования провалов диаграммы направленности в направлении источников РЭБ противника, данные комплексы способны в режиме синтезированной апертуры (SAR) обнаруживать рассредоточенные единицы бронетехники противника на удалении 27 — 30 км, САУ — 35 — 40 км, взвод танков или БМП — на удалении 45 — 50 км, танковую роту — до 60 км. Работая в сантиметровом диапазоне волн, радары РЗ-001 «Резец» способны осуществлять всепогодную поверхностную радиолокационную в ближней прифронтовой зоне, а также обеспечивать коррекцию ракетам «Изделие 305» ЛМУР в сложных метеоусловиях до того момента, пока ИКГСН не сможет запеленговать ин-фракрасные сигнатуры целей.
Что же касается Ми-28НМ, то СУВ данных машин получили программно-аппаратную поддержку противотанковых ракет «Вихрь-1» разработки тульского КБП, использующих аналогичную ракетам «Атака-В» полуавтоматическую лазерно-лучевую систему управления. Более того, Ми-28НМ оснащаются дополнительными антенными модулями радиокомандной системы управления ракетами 9М120-1Ф, что позволяет применять комплекс «Атака-В» даже в сложных метеоусловиях. Как Ка-52М, так и Ми-28НМ представлены на «Армии-2023» в составе экспозиции хол-динга «Вертолёты России».
Следующим высокоэффективным средством поражения, прошедшим полноценное боевое крещение в зоне СВО, являются 152-мм управляемые артиллерийские снаряды ЗОФ39 «Краснополь» и ЗОФ39М «Краснополь-М», оснащённые полуактивными лазерными головками самонаведения и блоками аэродинамических рулей. В отличие от американских снарядов M982 Block IA2 Excalibur с блоками GPS-коррекции, адаптированных для работы по стационарным объектам, полуактивные лазерные ГСН 9Э421 «Краснополей» обеспечивают поражения любых типов бронетехники на марше и в ходе маневренного боя, что красноречиво доказывают десятки эпизодов, отснятых БПЛА оптико-электронной разведки «Орлан-10», «Орлан-30» и зала ZALA 421-16Е. При круговом вероятном отклонении (КВО) порядка 1 м, осколочно-фугасные боевые части (БЧ) данных снарядов без затруднений поражают все типы западных танков в ослабленную верхнюю проекцию башни, либо выводят из строя их силовые установки. Эффективная дальность 152-мм «Краснополей-М» приближается к 25 км, чего вполне достаточно для поражения вражеской техники до её выхода на рубежи прямого огневого контакта с дружественной бронетехникой. Всё это подтверждено на Запорожском фронте.
Ещё одним уникальным экспонатом МВТФ «Армия-2023» является тульская дальнобойная 300-мм высокоточная РСЗО «Торнадо-С», которая за период проведения СВО целиком и полностью подтвердила способность нанесения высокоточных точечных ударов по любым объектам противника, пребывая вне радиуса огневого воздействия большинства имеющихся в его распоряжении ракетно-артиллерийских и ракетных средств. За весь период эскалации на украинском ТВД не зафиксировано ни единого случая уничтожения боевой машины 9А54 системы залпового огня 9К515 «Торнадо-С» ответным контрбатарейным огнём аналогичной по назначению американской РСЗО HIMARS, находящейся в распоряжении противника.
И это совершенно неудивительно, поскольку используемые в боекомплектах «Торнадо-С» управляемые реактивные снаряды 9М544 и 9М549 обладают дальностью действия до 120 км и круговым вероятным отклонением до 7-10 м. На этом фоне 227-мм управляемые реактивные снаряды M30/31A1 обладают предельной эффективной дальностью до 84 км. При этом, снаряды 9М544 и 9М549 могут опционально оснащаться как кумулятивно-осколочными и осколочными боевыми элементами с бронепробиваемостью до 140 мм, что обеспечивает уверенное поражение в верхнюю проекцию большинства типов западной тяжелой бронетехники.
Управляемые реактивные снаряды данного семейства располагают головными блоками аэродинамического управления (компоновки «утка»), сопряженными с бесплатформенной инерциально-навигационной системой (БИНС) с ГЛОНАСС-коррекцией СН398. Данная особенность обеспечивает возможность сохранения КВО в пределах нескольких десятков метров даже в случае интенсивного радиоэлектронного противодействия со стороны противника в L-диапазоне, охватывающем частоты функционирования радионавигационных модулей снарядов 9М544/549. БИНС СН398 разработана Научно-производственным центром автоматики и приборостроения им. Н. А. Пилюгина (г. Москва).
Напомним, что на полях МВТФ «Армия-2023» между Минобороны России и НПО «Сплав» был заключен контракт на поставку в строевые части РВиА неназванного количества управляемых реактивных снарядов для РСЗО «Торнадо-С», что несомненно повлечет за собой рост ударного потенциала российской армии в ходе подавления тыловых логистических хабов и позиций реактивной артиллерии противника на тыловых позициях.
Ещё одним уникальным противоракетным экземпляром «Армии-2023» родом из оружейной столицы России — г. Тулы является модернизированный зенитный ракетно-пушечный комплекс «Панцирь-СМ». Ключевыми технологическими достоинствами данного ЗРПК в сравнении со штатной версией «Панцирь-С1» являются:
— модернизированная версия высокоскоростной бикалиберной ЗУР 57Э6 с более энергоэффективным и увеличенным топливным зарядом разгонной ступени, что обеспечивает дальность перехвата 37 — 50 км и высоту поражаемой цели не менее 17 км;
— новый радиолокационный комплекс наведения X-диапазона 1РС3 на базе пассивной ФАР проходного типа с повышенной чувствительностью устройств первичной обработки электромагнитного сигнала и более мощным СВЧ-клистроном, что обеспечивает «захват» целей с ЭПР 3 кв. м на удалении до 65 км, 0,07-0,1 кв.м (снаряды GMLRS системы HIMARS) — на удалении 17-20 км. Целевая канальность данной версии ЗРПК сохранилась на прежнем уровне — 4 цели, в то время как огневая производительность должна была возрасти до 14-15 целей благодаря более высокоскоростным и дальнобойным версиям ЗУР 57Э6Е. Максимальная скорость перехватываемых целей достигает для данной версии ЗРПК порядка 2000 м/с. В то же время, высокая скорость боевой ступени-перехватчика (2000+ м/с) новой двухступенчатой ЗУР обеспечивает перехват широчайшего спектра высокоскоростных маневрирующих сверхзвуковых целей вдогон.
Напомним, что в ходе СВО штатные ЗРПК «Панцирь-С1» при соответствующей программно-аппаратной адаптации функционирования обнаружителя РЛМ СОЦ и оптико-электронного модуля 10ЭС1, получили возможность перехвата перспективных британских малозаметных тактических ракет Storm Shadow, а также их аналогов для ВВС Франции SCALP-EG на дистанции 5-12 км в зависимости от метеорологических условий на низковысотном участке воздушного пространства и помеховой обстановки.
Также модернизированные ЗРПК «Панцирь-СМ» могут оснащаться дополнительными малогабаритными ЗУР 19Я6. Данные ЗУР обеспечивают эффективный перехват маневрирующих дронов с ЭПР около 0,007 кв.м, тактических ракет Brimstone-2 и других элементов высокоточного оружия без задействования более дальнобойных ЗУР 57Э6.
Размещаются новые изделия в специализированной счетверённой цилиндрической ПУ «тубусного» типа, интегрируемой штатные ПУ для ракет 57Э6Е. После оснащения счетверёнными модулями ЗУР 19Я6 шести из двенадцати транспортно-пусковых контейнеров боевой машины ЗРПК «Панцирь-С1/СМ», суммарный боекомплект составит 30 ракет-перехватчиков, что обеспечит заметное снижение интенсивности иссякания боекомплекта в ходе отражения массированного ракетного удара противника или «звёздного налёта» дронов-камикадзе.
Можем прийти к выводу, что в ходе МВТФ «Армия-2023» были анонсированы разработки, которые уже в очень скором времени откроют перед ВС России совершенно новые горизонты в формировании контура безопасности нашего государства.