Схватка на Чёрном море. Российские «Панцири-М» против ракет и дронов-камикадзе
Схватка на Чёрном море. Российские «Панцири-М» против ракет и дронов-камикадзе
Анонсированное неделей ранее агентством ТАСС со ссылкой на пресс-службу госкорпорации «Ростех» начало программы оснащения всех модернизируемых и строящихся российских надводных кораблей боевыми модулями ЗРПК «Панцирь-М» является крайне обнадёживающей новостью, ставшей предметом тактико-технического анализа ряда экспертных кругов. И это совершенно неудивительно, ведь острота вопроса многократного усиления корабельных противоракетных заслонов в свете активных попыток нанесения массированных ударов противника только растет.
Каков же спектр противоракетных возможностей комплексов «Панцирь-М» в одиночном и групповом боевых режимах в противодействии наиболее часто применяемому противником многоцелевому ракетному вооружению и дронам?
Боевой модуль штатной корабельной модификации ЗРПК «Панцирь-М» частично (по ПФАР-радару наведения и ракетному боекомплекту) унифицирован с боевыми модулями наземных самоходных ЗРПК в версии «Панцирь-С1». Между тем, артиллерийская компонента боевого модуля «Панцирь-М» представлена не двумя спаренными 30-мм автоматическими пушками 2А38М с суммарной скорострельностью 5000 выстрелов в минуту, а куда более скорострельной и производительной артиллерийской системой на базе двух шестиствольных 30-мм зенитных автоматов 6К30ГШ с суммарной скорострельностью порядка 10000 выстрелов в минуту. Подобный показатель не менее, чем в 1,7 раза увеличивает вероятность поражения малоразмерных дронов-камикадзе и противокорабельных ракет, прорвавшихся в «мёртвую зону» зенитных ракет 57Э6 комплекса «Панцирь-М», простирающуюся от 200 до 1000 — 1200 м от корабля-носителя.
Эффективная дальность зенитно-артиллерийской части «Панциря» составляет 3500 — 4000 м. А это значит, что если в боекомплекте осталось 3 зенитные ракеты 57Э6, то четвёртый целевой канал может быть выдан спаренному зенитно-артиллерийскому модулю на базе двух шестиствольных автоматов, который должен обеспечить перехват атакующего средства воздушного нападения парой-тройкой очередей из нескольких сотен 30-мм снарядов в каждой.
Что же касается применяемой в ЗРПК «Панцирь-М» архитектуры системы обнаружения целей и наведения зенитно-артиллерийской части и зенитных управляемых ракет, то речь идёт о задействовании общекорабельных РЛС обнаружения типа «Подберёзовик», «Фурке-2», «Фрегат-МАЭ», по данным которых боевые информационно-управляющие системы кораблей осуществляют целераспределение групп целей между двумя и более боевыми модулями ЗРПК «Панцирь-М», либо между «Панцирями-М» и ЗРК средней и большой дальности «Редут».
Система управления огнём каждого модуля ЗРПК «Панцирь-М» представлена РЛС наведения миллиметрового диапазона на базе пассивной ФАР 1РС2-1Е «Шлем», энергетический потенциал которой обеспечивает захват на точное автосопровождение целей с эффективной отражающей поверхностью (ЭОП) 3 кв. м на удалении 30 км и с ЭОП 0,1 кв. м — 12 км. Ракеты типа SCALP-EG и малоразмерные БПЛА (с ещё меньшей отражающей поверхностью около 0,03 кв. м захватываются на удалении около 8 км).
Целевая канальность РЛС наведения достигает трех одновременно захватываемых целей, по которым могут применяться высокоскоростные двухступенчатые бикалиберные ЗУР 57Э6 с радиокомандным наведением с дополнительным лазерно-лучевым кодированным ответчиком для сохранения пеленгования ракеты в сложной помеховой ситуации. Четвёртый целевой канал обеспечивается мультиспектральным оптико-электронным модулем 10ЭС1, располагающим длиннофокусным ТВ-модулем обнаружения и сопровождения целей на базе CCD/CMOS-датчиков и средневолновым (3 — 5 мкм) ИК-визиром. Инфракрасный датчик модуля 10ЭС1 способен обнаружить малозаметную крылатую ракету типа Storm Shadow/ SCALP-EG по инфракрасной сигнатуре факела реактивной струи на удалении до 12 км, что примерно на 20 — 25% дальше, нежели радиолокационный канал.
Как следствие, применение оптико-электронного модуля в ИК-диапазоне не только увеличивает помехозащищенность боевого режима ЗРПК «Панцирь-С1», но и незначительно увеличивает его огневую производительность, которая достигает 10 — 12 целей в минуту. В случае с ракетами SCALP-EG и, к примеру, противокорабельных Р-360 украинского комплекса «Нептун» количество поражаемых одним боевым модулем целей снижается до 5 единиц и 8 единиц соответственно, ведь временное «окно» на завязку трасс SCALP-EG сокращается до 32 секунд, а «Нептунов» до 45 секунд. Ещё одним неоспоримым преимуществом задействования оптико-электронного модуля 10ЭС1 является возможность обеспечивает перехват высокоскоростных баллистических целей, пикирующих под углами менее 82 градусов, либо крылатых ракет, которые атакуют цель с режима «горка».
В купировании ударов штатными дозвуковыми и сверхзвуковыми ПКР и дронами-камикадзе противника «Панцирю-М» даже в штатной версии практически нет равных. Обладающие начальными скоростями 1300 м/с боевые ступени зенитных ракет 57Э6 даже в дальней зоне радиуса поражения способны перехватывать ПКР противника на удалении 10 км не более чем за 8 секунд. Как следствие, все модернизированные малые ракетные корабли, оснащённые парой боевых модулей «Панцирь-М», смогут без затруднений отражать удары 16 — 20 противокорабельных ракет линеек «Нептун» или «Гарпун», либо ещё большего количества атакующих БПЛА-камикадзе.
Не менее важной деталью является возможность модернизации «Панцирей-М» до уровня «М2» с размещением в два раза более дальнозорких радаров наведения 1РС2-2/3 с фазированными антенными решётками проходного типа и перспективными бикалиберными ЗУР-перехватчиками 57Э6М. Вышеуказанные РЛС способны захватывать штатные цели типа «истребитель» на точное автосопровождение на удалении до 60 км, а крылатых ракет типа SCALP-EG на удалении до 18 — 20 км. На этом фоне новые зенитные ракеты 57Э6М будут обладать начальной скоростью до 1800 м/с, что в совокупности с более мощным радаром увеличит огневую производительность боевых модулей «Панцирь-М» практически в 2 раза. Для это потребуется оснащение корабельных модификаций «Панцирь-М» двумя 12-зарядными транспортно-пусковыми модулями. Подобная конфигурация позволит практически полностью исключить массированные удары по надводным кораблям Черноморского флота ВМФ России противокорабельных ракет и дронов противника.